Новости
История
Публикации
Документы
Фотоальбом
Справочник
Опросы
Гостиная
Форумы
Ссылки



Публикации
Возможный путь развития российско-японских отношений

На этой конференции рассматривалась и проблема территориальных отношений между Россией и Японией. Именно этим можно объяснить, что на нее получили приглашение представители из Владивостока и Южно-Сахалинска. В данной статье я коснусь только проблем взаимоотношений между Россией и Японией, поскольку именно эти проблемы были предметом более углубленного обсуждения представителями российской и японской делегаций.

Известно, что между Японией и Россией нет мирного договора. Япония претендует на ряд островов Курильской гряды, безвизовые обмены используются не только для улучшения взаимопонимания между народами наших стран, но и часто создают больше непонимания. На территории Хоккайдо морские пехотинцы США регулярно проводят артиллерийские стрельбы.

Наши японские партнеры по переговорам согласились с тем, что в современных условиях необходимости в заключении именно мирного договора между нашими странами нет. Чем мы, представители Дальневосточных городов России, мотивировали на конференции свою позицию?


1. Между нашими странами нет состояния войны, так как Япония в 1945 году подписала Акт о безоговорочной капитуляции.


2. У России и Германии также нет мирного договора, но это не мешает эффективному, взаимовыгодному сотрудничеству наших стран.


3. Отсутствие мирного договора мешает скорее Японии, чем России, так как Япония больше заинтересована в отношениях с Россией. В России, в частности на Дальнем Востоке и Сахалине, находятся значительные запасы углеводородного сырья, угля, в которых Япония остро нуждается. Рынок России достаточно перспективен для японского бизнеса, и многие японские компании уже и без мирного договора достаточно активно работают на нем. Таким образом, дипломатические препятствия мешают скорее японскому бизнесу, чем российскому.


4. Озвученные требования о передаче Японии 4-х островов являются, по меньшей мере, ложью, так как только островов Малой Курильской гряды вместе с Шикотаном более 20, не считая Кунашир и Итуруп с малыми островами поблизости. Таким образом, Япония требует передачи под ее юрисдикцию значительно больше, чем 4 острова.


5. Подписание мирного договора, в увязке с так называемой “территориальной проблемой”, в любом случае будет поражением одной из сторон, так как подписание мирного договора без передачи островов Японии влечет “потерю политического лица” главы японского правительства, а передача островов Японии нанесет более чем значительный ущерб авторитету президента России среди россиян. Победа любой из сторон – не самый лучший вариант продолжения развития отношений между нашими странами.


6. В современном мире мы являемся свидетелями создания общеевропейского общего дома. Единая валюта, свободное передвижение для граждан и бизнеса, делают неактуальным вопрос о территориальной принадлежности спорных территорий. Ведь если говорить о ревизии послевоенного переустройства мира, то можно поднимать вопросы и германо-польских, германо-российских, германо-французских, российско-финляндских отношений - и это только в северной части Западной Европы. Мы являемся очевидцами процессов интеграции государств, и возможно, в северо-восточной Азии будет создано нечто подобное Европейскому общему дому. Поэтому решение обострившегося в 1990-е годы “территориального вопроса” может и должно быть отложено “на потом”, его нельзя “увязывать” с заключением “Договора о дружбе и сотрудничестве”.


7. Японский народ уже пережил одну трагедию, когда подданные Японии были репатриированы с островов Курильской гряды. Теперь может повториться другая трагедия – граждан России, которые будут выселены с Курильских островов, требуемых Японией. А кто не захочет покидать острова, все равно будут иметь значительные трудности – язык, культура, законодательство… Трагедия не должна повториться. Неужели Японский народ хочет строить свое счастье на трагедии соседа?


Надо сразу сказать, что японские партнеры в принципе согласились с нашими доводами. В результате были выработаны совместные предложения - рекомендация для правительств наших стран содействовать заключению договора о дружбе и сотрудничестве между Россией и Японией, а что касается территориальных вопросов, то их окончательное решение должно быть закреплено в специальном пограничном соглашении, учитывающем взаимные интересы.

На переговорах обсуждалась проблема безвизовых поездок, право на которые имеют жители двух Курильских районов и японцы, жившие на островах до 1945 года. Эти поездки призваны способствовать укреплению доверия и углублению взаимопонимания между народами наших стран. Однако со стороны Японии достаточно часто они используются для распространения среди курильчан агитационных материалов, в которых развитие японо-российских отношений рассматривается только с японских позиций, распространяются географические и административно-политические карты, на которых Итуруп, Кунашир и острова Малой Курильской гряды раскрашены в национальные цвета Японии. Кроме того, первоначально в безвизовых обменах должны были принимать участие бывшие жители Курильских островов. Но сегодня их осталось совсем мало, поэтому в группах безвизовых обменов все больше жителей Японии, которые никогда не жили на Курилах. Получается дисбаланс. На Курильские острова приезжают жители практически со всей Японии, а в Японию по безвизовому обмену приезжают только жители двух районов Сахалинской области. Мы предложили японским коллегам по переговорам расширить безвизовый обмен, что бы в нем принимали участие жители Сахалинской области и Хоккайдо. Однако это предложение поддержки не нашло. Но в рекомендациях правительствам наших стран было предложено использовать безвизовые обмены только для развития дружбы, добрососедских отношений и взаимопонимания между народами, а прекратить распространение материалов, о которых речь шла выше.

Участники переговоров с японской стороны предложили рекомендовать правительству России демилитаризовать Курильские острова. Наша делегация с такой постановкой вопроса не согласилась. Получается следующая ситуация: Россия проводит демилитаризацию островов, войск на Курилах нет, они не имеют охраны. Здесь возможны варианты - от высадки мирных японцев, которые в виду близости Хоккайдо смогут обеспечить в кратчайшие сроки значительное численное превосходство над русским населением Курильских островов, или высадка на этих островах других сил, скажем, США. Известно, что США ради контроля над 15% мировых запасов нефти разгромили Ирак, контролируют Кувейт. Запасы некоторых полезных ископаемых на Курилах являются просто уникальными и имеют важнейшее стратегическое значение. Поэтому США сегодня являются достаточно реальным претендентом на этот лакомный кусочек планеты. Наша позиция была понята представителями японской делегации.

В заключение хотелось бы добавить несколько чисто эмоциональных оценок. Те представители Японии, с которым в ходе конференции приходилось беседовать по различным вопросам (а это были ученые, студенты, активисты общественных организаций), очень доброжелательно настроены к России. Переживают за те трудности социально-экономического характера, которые испытывает в настоящее время наша страна. Они хотят видеть развитие российско-японских отношений в позитивном русле, что бы оба народа лучше знали и понимали друг друга.

Сергей Прокопенко
кандидат социологических наук, директор Регионального центра социально-экономических исследований



Sakhalin Online - Сахалинские ресурсы в Сети Design: Plaksin.com
Copyright © 2004 - 2017 Sakh.com
SAKH.COM САХАЛИН · Новости · Погода · Афиша · Ночь · Фотоотчеты · Телепрограмма · Сахалин.Бизнес · Курсы валют · Скидки · Shoppy.ru · Карта · Путешествия · Расписания · Объявления · Работа · Недвижимость · Авто · Mobile · Web-камеры · Форум · Фотогалерея · Sakhalin.TV · Гороскопы · Анекдоты · Sakhalin Online · Опросы · Games · Чат · Jabber · Города · pda