Новости
История
Публикации
Документы
Фотоальбом
Справочник
Опросы
Гостиная
Форумы
Ссылки



Публикации
Если Россия возвратит Северные территории, не пойдет ли Япония на эскалацию своих претензий, выдвинув требование передать ей все Курильские острова и южную часть острова Сахалин?

Если Россия возвратит Северные территории, не пойдет ли Япония на эскалацию своих претензий, выдвинув требование передать ей все Курильские острова и южную часть острова Сахалин?

“Вслед за претензиями на южные острова Курильской гряды японская сторона начала бы наверняка выдвигать претензии на все Ку-рильские острова, а затем и на остров Сахалин... И аппетиту этому нет предела: ведь притязания на четыре острова Курильской гряды — это японские требования, выдвигаемые в наши дни лишь частью японских политических партий и организаций...” Рассуждающих так русских можно встретить сколько угодно. Их типичный представитель — бывший руководитель корреспондентского пункта газеты “Правда” в Японии И.А. Латышев*.

Нельзя сказать, что такого рода утверждения некоторых россиян на 100% беспочвенны. Дело в том, что некоторые японцы, начиная с членов Коммунистической партии Японии, выдвигают требование вернуть ей также острова, которые находятся за пределами северных островов Хабомаи, Шикотан, Кунашир и Итуруп. Придерживаясь позиции непризнания Сан-Францисского мирного договора, Коммунистическая партия Японии не собирается признавать факт, что японское правительство “отказалось от Курильских островов”. Однако для российской стороны было бы ошибочным предполагать, что поскольку Коммунистическая партия Японии требует возвращения островов за пределами Северных территорий, то и японское правительство, несомненно, когда-нибудь последует ее примеру. В демократических странах, какой является Япония, в существовании различных точек зрения по любому вопросу нет ничего неожиданного и противоестественного. Вопрос заключается только в том, в какой степени позиция Коммунистической партии Японии отражает взгляды японского народа. В Японии на протяжении более 50 послевоенных лет почти все время неизменно сохранялся режим консерваторов во главе с Либерально-демократической партией Японии. И в течение этого периода Коммунистическая партия Японии оставалась партией незначительного меньшинства, не способного формировать в стране режим центральной власти.

Бывший Советский Союз (а после его роспуска — современная Российская Федерация как его международный правопреемник) не являлся государством, которое подписало Сан-Францисский дого-вор, и поэтому Япония и Россия, несомненно, могли бы вести пе-реговоры по вопросу о территориальном конфликте с чистого листа.

Перед лицом государств, которые подписали Сан-Францисский договор (а СССР его не подписывал), Япония уже окончательно согласилась на отказ от южной части Сахалина и Курильских островов. Учитывая это обстоятельство, можно утверждать, что Япония и в своих отношениях с Россией также не будет настаивать на своих правах на южную часть острова Сахалин и 18 островов Курильского архипелага (Тисима рэтто).

В декабре 1996 года японское правительство открыло дипломатическое представительство Японии (консульское агентство Генерального консульства Японии в Хабаровске) в городе Южно-Сахалинске (Тоёхара), административном центре бывшего Южного Карафуто. Это стало признанием того, что японское правительство не требует возвращения Японии южной части Сахалина. Тем самым японское правительство ограничило число островов, на которые оно претендует, Северными территориями и ясно дало понять, что большего, чем эти территории, она требовать у России не будет. Что бы ни произошло, Япония ведет переговоры “с открытым забралом”. В процессе переговоров японцы не идут на компромиссы и уступки в зависимости от поведения партнера и возникающих обстоятельств, а до последней возможности отстаивают свои требования.

Сообщают, что во время встречи в Каване в апреле 1998 года премьер-министр Японии Р. Хасимото сделал акцент на том, что в предложении, направленном им президенту России Б.Н. Ельцину, линия государственной границы между Японией и Россией проводится севернее островов Хабомаи, Шикотан, Кунашир и Итуруп.

Если российская сторона приняла бы это предложение, то мирный договор был бы подписан, и после его ратификации государственная граница официально и окончательно была бы проведена по указанной выше линии. И даже если, паче чаяния, Япония и выдвинула бы требование на территории, расположенные к северу за пределами островов Хабомаи, Кунашир, Шикотан и Итуруп, то до тех пор, пока Россия не согласилась бы на новую линию границы, эти требования Японии не имели бы юридической силы. Следовательно, России нет необходимости беспокоиться насчет подобных претензий со стороны Японии.

Более того, если бы Россия настаивала, Япония не стала бы возражать, чтобы в мирный договор или в прилагаемый к нему документ, наряду с решением о возвращении Японии островов Хабомаи, Шикотан, Кунашир и Итуруп, было бы в отчетливой фор-ме включено положение об отказе Японии от южной части острова Сахалин и Курильского архипелага, состоящего из 18 островов.

Вопрос 78

Заплатит ли Япония России крупную сумму денег сразу после возвращения Японии северных островов?

“Восстановление северных островов Хабомаи, Шикотан, Кунашир и Итуруп в составе территории Японии означает восстановление японского суверенитета над территориями, незаконно оккупированными войсками Советского Союза под руководством И. Сталина”. В этом заключается позиция Японии и ее совершенно справедливое требование. Указанные территории были незаконно отторгнуты от нее, и ими более 50 лет несправедливо пользовался Советский Союз и продолжает пользоваться Россия. Следовательно, если при-нять, что за Северные территории должны быть заплачены репарации или компенсация, то скорее всего их должны платить Советский Союз и Российская Федерация.

Существует общая концепция, что вопросы о государственном суверенитете и территориальной целостности государства должны рассматриваться в отрыве от того, какую пользу или вред их решение может дать с точки зрения экономических интересов.

Увязывание проблемы суверенитета над территориями с финансовыми вопросами ведет к опасности ненужного недоразумения. Короче говоря, для России вопрос о возвращении Японии северных островов Хабомаи, Шикотан, Кунашир и Итуруп следует обсуждать, исходя из принципа “законности и справедливости”. Полагаем, что Россия не должна продавать названные территории, а Япония — покупать их. Финансовый подход к решению этого вопроса должен быть исключен.

Однако, с другой стороны, если совсем не проявлять заботы о материальной стороне дела, то переговоры вообще могли бы оказаться невозможными.

Например, как надо было поступить с войсками бывшего Советского Союза, возвращающимися на родину из Восточной Германии после объединения Западной и Восточной Германии? С точки зрения логики, понятно, что они должны вернуться домой. Однако поскольку у них не было средств на репатриацию и жилого фонда, где они могли бы разместиться, то фактически советские войска вывести с территории Германии, казалось, было бы невозможно. Вывод войск бывшего Советского Союза из Германии впервые оказался возможным благодаря тому, что правительство Г. Коля расходы по выводу и размещению советских войск взяло на себя.

Хотя позиции сторон по вопросу о Северных территориях принципиально отличаются от приведенного случая, в действительности здесь имеются сходные моменты.

Как поступить с российским населением, проживающим на Северных территориях, в случае их возвращения Японии? Эту проблему нельзя недооценивать и считать незначительным, техническим вопросом. Ясно, что правительство Японии не будет вынуждать граждан России, проживающих на Северных территориях и пожелавших остаться на прежнем месте жительства, в принудительном порядке покидать эти территории. В противном случае Япония поступила бы безнравственно и повторила бы трагедию бо-лее чем 17 тыс. японцев, принудительно депортированных по приказу И. Сталина с северных островов Хабомаи, Шикотан, Кунашир и Итуруп после их оккупации войсками Советского Союза. Это бы означало, что Япония не извлекла урока из этой трагедии, в результате чего подверглась бы критике со стороны всего мира.

Позиция японского правительства по данному вопросу, как об этом уже говорилось в неофициальном порядке, состоит в том, что, с одной стороны, признается право российских граждан, проживающих на Северных островных территориях, остаться по их пожеланию под японским суверенитетом, а с другой стороны, вы-деляется соответствующая сумма для их репатриации в Россию. Это не столько законное право русских и юридическая обязанность японцев, сколько гуманный подход к данной проблеме. Другими словами, это говорит о том, что, несмотря на обвинение России именно в необоснованной военной оккупации северных островов Хабомаи, Шикотан, Кунашир и Итуруп и в сохраняющемся несправедливом характере этой оккупации, Япония отнюдь не настроена на то, чтобы притеснять местное российское население северных островов. Дело обстоит совсем по-другому. Эти граждане России так же, очевидно, как и японцы, пострадали от диктатуры И. Сталина. В условиях бывшего Советского Союза они и их потомки переселились со своих родных мест на острова, не имея даже понятия о существовании территориальной проблемы.

Когда в ноябре 1997 года на неофициальной встрече высших руководителей Японии и России была достигнута договоренность о “Плане Хасимото — Ельцина” и о том, чтобы приложить все усилия к заключению мирного договора между Японией и Росси-ей к 2000 году, то обе стороны пришли к единому знаменателю. Словно два колеса одной повозки, они одновременно двинулись вперед.

Хотя считалось, что японское правительство при этом отказалось от того, чтобы придерживаться принципа “неразделяемости политики и экономики”, как это делалось раньше, на самом деле оно увязывает эти два вопроса. По сути дела, чем активнее российская сторона будет упорствовать в вопросе о возвращении Северных территорий, тем более тщетными будут ее энергичные попытки получить от Японии экономическую помощь и согласие на экономическое сотрудничество. Если отрицать такого рода естественную, с точки зрения гуманности, связь этих двух вопросов, то вряд ли можно говорить о реалистичности позиции российской стороны.



Sakhalin Online - Сахалинские ресурсы в Сети Design: Plaksin.com
Copyright © 2004 - 2017 Sakh.com
SAKH.COM САХАЛИН · Новости · Погода · Афиша · Ночь · Фотоотчеты · Телепрограмма · Сахалин.Бизнес · Курсы валют · Скидки · Shoppy.ru · Карта · Путешествия · Расписания · Объявления · Работа · Недвижимость · Авто · Mobile · Web-камеры · Форум · Фотогалерея · Sakhalin.TV · Гороскопы · Анекдоты · Sakhalin Online · Опросы · Games · Чат · Jabber · Города · pda