Новости
История
Публикации
Документы
Фотоальбом
Справочник
Опросы
Гостиная
Форумы
Ссылки



Публикации
Курильский вопрос

Передать Японии часть Курильской гряды или оставить за Россией? Вопрос, который стоит уже несколько десятилетий, но и по сей день остается открытым. Вопрос, который Япония с неумолимой последовательностью ставит перед Россией всякий раз, когда речь заходит о взаимоотношениях двух стран и подписании мирного договора. Где же правда: владеть по-прежнему, как владели, или отдать неугомонному соседу, коль он на том настаивает не одно десятилетие?

О международном праве вообще и о мирном договоре в частности

На основании чего Япония требует и ждет от нас Курилы? С наистрожайшей юридической точки зрения международного права, на которое чаще всего ссылаются специалисты, как такового не существует. Есть только сумма бумаг и текстов, которые можно признавать, а можно и нет, ибо по сугубо правовому происхождению их нельзя приравнять даже к закону Приморского или Хабаровского краев, или любого американского штата. На планете пока нет и в ближайшем будущем не предвидится никакого единого международного законодательного органа. ООН таковому не замена, это как бы перманентное совещание представителей, министров иностранных дел или глав государств. Не более.

Посему сегодня в международном обиходе действуют как минимум два вроде бы международных права: право традиции, основанное на системе международных конвенций и договоров, и право силы, которое в любой момент и в любом месте посылает первое подальше. Из области традиции - изъятие у Японии Южных Курил по итогам второй мировой войны, как у агрессора: не затевай брани - будешь наказан. А вот последующее решение японского парламента о распространении японского суверенитета на Южные Курилы уже можно отнести к диктату права силы. Подобные решения зависят от уровня опасности соперника. Ведь не требует Япония обратно Тайвань, отобранный у нее тем же порядком, теми же решениями и при тех же условиях, что и Курилы. У Японии остаются неурегулированными территориальные споры с обеими Кореями и Китаем. Один из таких споров - о принадлежности островной гряды Сенкаку - не помешал японцам подписать с коммунистическим Китаем в 80-х годах договор о мире и дружбе.

ДОСЬЕ "ДК": На Южных Курилах - острова Кунашир, Итуруп, Шикотан и Хабомаи - проживает 7895 человек (2631 семья), в том числе 1354 ребенка и 1482 пенсионера. На территории района зарегистрировано 427 предприятий различных форм собственности. В 2000 г. промышленными предприятиями района выпущено продукции на общую сумму 252 млн рублей (пищевой и рыбной - 15,5 тыс. т), товарооборот составил 82,8 млн рублей. Доходы 40% населения Южных Курил ниже официального прожиточного минимума. В то же время цены на продукты питания в 2-3 раза выше в сравнении с ценами на Сахалине, в Приморском и Хабаровском краях.

Краткий исторический аспект

Первой нанесла на карты Южные Курилы голландская экспедиция М. ДЕ ФРИЗА в 1643 году. Коренное население Эдзосских (по-японски) островов - айны - давно перебралось на Хоккайдо. Но, когда русские обращали в православную веру аборигенов Северных Курил, на Хоккайдо обитало лишь несколько тысяч японских поселенцев. 4 декабря 1762 года Екатерина II своим манифестом дала благословение на освоение "дальних" островов - Южных Курил. Русские поселенцы с Камчатки успели основать несколько поселений, когда с юга двинулись посланцы самураев. На смену православным крестам пришли иероглифы.

Долгая и запутанная история территориального спора между двумя странами началась с 1855 года, во времена царствования Николая I.

Установить с Токио дипломатические отношения и определиться с тем, что кому принадлежит, царя вынудили непрекращающиеся военные стычки на востоке империи, грозящие привести к полномасштабной войне с Японией. В начале упомянутого 1855 года в порт Симода прибыл царский посланец вице-адмирал Путятин, который подписал с японской стороной двусторонний договор о мире и дружбе. Согласно этому договору Сахалин был определен совместным владением двух монархий, Курилы разделили границей между островами Итуруп и Уруп, т.е. к России отошли Северные Курилы, а японцам достались острова Итуруп, Кунашир, Шикотан и гряда Хабомаи.

Затем был российско-японский договор 1875 года, по которому России отошел весь Сахалин, а Японии - и северная часть Курил. Поражение царской России в войне 1904-1905 годов завершилось Портсмутским мирным договором, по которому русские потеряли южную часть Сахалина. По итогам второй мировой войны японский агрессор был наказан тем, что часть его территорий отошла странам-победителям. Россия получила Южные Курилы и Южный Сахалин.

ДОСЬЕ "ДК": Одним из условий Акта о капитуляции Японии стала передача Курильских островов, признанных территорией, с которой совершен акт агрессии. В частности, формально отсюда японская эскадра совершила нападение на Перл-Харбор (США) 7 сентября 1941 г. Сан-Францисский договор союзников (без СССР) и Японии утвердил эти границы.

И с чего это вдруг сейчас у России возникла такая острая потребность в мирном договоре с Японией? Разве без него мы "в состоянии войны"? Существует Акт о полной и безоговорочной капитуляции. С Германией такого акта достаточно, чтобы мирно жить и торговать. Даже при наличии такого чистого трофея, как Калининградская область. Уступке, подобной той, что добивается Япония, достойна лишь воевавшая и проигравшая страна. Как было с Россией в 1905 году, потерявшей в результате Портсмутского мира Южный Сахалин. На японских картах, кстати, он и поныне не российский. Опять спорная территория?

Время показало, что передача территории не прибавляла нам безопасности, безопасность все время выходила только в пользу Японии. Заглянем в историю: кто и от кого у нас должен остеречься.

Это японские корабли во время русско-японской войны упорно обстреливали побережье России, включая Владивосток. И это японские войска тогда высаживались на сугубо российскую территорию - Сахалин, Камчатку, Командоры. Не прибавил безопасности России и союзный договор с Японией 1916 года. Казалось бы, тут не просто мир, а тесное сотрудничество и дружба. Но получили вместо этого четырехлетнюю оккупацию с 1918 по 1922 годы. При этом грабилось и вывозилось в Японию все, начиная с военно-стратегических запасов царского правительства (усвоившего уроки русско-японской войны и затарившего военные склады под самую крышу) и кончая "царским золотом", украденным у Колчака в приличном количестве, вагонами. А уж рыбы, леса, полезных ископаемых было вычерпано на Дальнем Востоке не меряно.

Запомнились японские оккупанты и мирному населению - уничтожали целые села вместе с жителями. Задолго до Хатыни. И, наконец, устроили 4-5 апреля 1920 г. путч с варварским разгромом городов Дальнего Востока. Особенно Хабаровску досталось, где день-деньской стреляли из орудий и пулеметов по всем без разбора. Единственная пальба за всю историю этого города. Результат - несколько тысяч убитых, несколько сот сожженных домов.

В середине 20-х годов Советский Союз ради очищения от засидевшихся на восточных окраинах оккупантов вернулся к рамкам Портсмутского мира, оговорив свое несогласие с политическими последствиями его и ответственностью за них. Но и это не прибавило нам безопасности.

Со дня захвата Японией Маньчжурии все 30-е годы на нашей границе гремели выстрелы и гибли люди. И прокатывались так называемые приграничные конфликты, перемежавшиеся большими и малыми боями регулярных войск. Японские части устремились вначале к Хасану, а затем и к Халхин-Голу, где сражения длились несколько месяцев.

И это японские подлодки топили советские пароходы даже при пакте о нейтралитете. Потому разрыв договора о нейтралитете 5 апреля 1945 г. со стороны СССР согласно Ялтинскому соглашению союзников (1943 г.) вполне в рамках статьи 103 Устава ООН (апрель 1945 г.)

8 сентября исполнилось 50 лет со дня подписания Сан-Францисского мирного договора - документа, прекратившего состояние войны между Японией и большинством союзных держав. Этот документ готовился и был подписан в период "холодной войны", вследствие чего одна из ключевых союзных держав - СССР - отказалась его подписать. Советская сторона усматривала в нем ряд нарушений своих законных прав, ущемление интересов союзников. Остальные участники антигитлеровской коалиции, а также Япония документ подписали. Сан-Францисский договор определил действующие по сей день основные параметры послевоенного территориального урегулирования в отношении Японии, и им зафиксирован официальный ее отказ от так называемых "северных территорий".

ДОСЬЕ "ДК": В статье 2 Сан-Францисского договора 1951 г. говорится, что Япония "отказывается от всех прав, правооснований и претензий на Курильские острова и ту часть острова Сахалин и прилегающих к нему островов, суверенитет над которыми Япония приобрела по Поpтсмутскому договору от 5 сентября 1905 г.".

Однако Декларацией от 1956 г. СССР дал согласие на передачу Японии о.Шикотан и гряды Хабомаи. Но межправительственное соглашение так и не состоялось в виду испортившихся отношений.

Экономика и территориальный вопрос

Такова предыстория курильского вопроса до 90-х годов.

Улучшение российско-японских отношений после распада СССР вновь обострило территориальный аспект. Токийская декларация о российско-японских отношениях от 13 октября 1993 г., Московская декларация об установлении созидательного партнерства от 13 ноября 1998 г., а также промежуточные документы обозначили его экономическую основу.

А публикации в российских СМИ и вовсе поставили вопрос цинично: Курилы - в обмен на деньги, т.е. инвестиции. Можно видеть в таком ракурсе и политический заказ - не зря в 2000 году в бюджете Японии появилась закрытая статья финансирования для обработки российского общественного мнения.

А можно действительно оценить, "что имеем, не храним, а потерявши - плачем". На заседании президиума Российской Академии наук в мае 2001 года губернатор Хабаровского края Виктор ИШАЕВ призвал подсчитать, в какие экономические дивиденды выльется передача Японии островов, подчеркнув, что она является крупнейшим инвестором в мире. Что ж, частично такой подсчет сделан.

По оценке экономистов, общая стоимость природных ресурсов только Южных Курил с их морскими окрестностями - более $2,5 триллиона.

Цифра вполне официальная, из действующей Президентской целевой программы экономического и социального развития Дальнего Востока и Забайкалья на 1996-2005 годы. При том лишь на морересурсах, не разрушая их баланса, здесь можно ежегодно иметь более $4 миллиардов. По оценке экспертов ТИНРО, мы пока осваиваем не более 5% ресурсов от того объема, что могли бы добывать безболезненно для биоценза.

Подробнее о ресурсах...

ДОСЬЕ "ДК": Современное рыболовство всеми прибрежными государствами ведется в пределах собственных Исключительных Экономических Зон (ИЭЗ - пространство в 200 миль от государственной границы). Промысел других государств в исключительных экономических зонах той или иной страны ведется на платной или компенсационной основе.

Приведем несколько оценок специалистов ТИНРО-Центра. Вследствие особенностей климата не менее 80% всех биологических ресурсов Северной Пацифики сосредоточено в исключительной экономической зоне (ИЭЗ) трех стран - России, США и Канады. Дальневосточная ИЭЗ России охватывает пространство от Берингова пролива до юга Приморья, и в нее входят западная часть Берингова моря, почти полностью - Охотское море, северная часть Японского моря и 200-мильная зона к востоку от Камчатки и Курильских островов.

Общий запас гидробионтов в пределах ИЭЗ России, по экспертным оценкам, составляет не менее сотни миллионов тонн. На долю объектов, которые могут представлять коммерческий интерес для промысла, в настоящее время приходится 30-35 млн т.

В соответствии с принципами теории рыболовства и рационального ресурсопользования промысловый запас гидробионтов составляет примерно 12-15 млн т, а доля, составляющая общий допустимый улов (ОДУ - принятая в международной практике доля, обеспечивающая неистощимый, практически бесконечный режим эксплуатации запасов), - 4-5 млн т. По состоянию на 2001 год совокупный ОДУ по ИЭЗ России на Дальнем Востоке составил 4,2 млн т.

Что на этом фоне представляют собой Южные Курилы с водами, омывающими о-ва Кунашир, Итуруп и Малую Курильскую гряду с о. Шикотан? По данным ТИНРО-Центра, совокупный ОДУ по этой зоне составляет чуть больше 0,5 млн тонн, т. е. около 12% от общего допустимого улова по всей ИЭЗ. На рыбный улов в этих объемах приходится 55%. Это лососи (22 тыс. т), минтай и треска (54 тыс. т), сайра (100 тыс. т) и японский анчоус (50 тыс. т). Остальные виды рыб (лемонема, окунь, камбала и др.) составляют долю в несколько процентов. Из промысловых беспозвоночных основная доля запасов приходится на пелагический кальмар (135 тыс. т ) и командорский кальмар (10 тыс. т). Все другие ценные беспозвоночные немногочисленны. Весьма значительны здесь запасы морских водорослей (ламинарии и анфельции) - 85 тыс. т.

Что же и в какой мере осваивается из этих богатств? В полной мере по рыбе осваиваются только лососи и лемонема. Из других: сайра осваивается только на 20%, минтай - на 15%, треска - на 50%. Промысел остальных видов рыбы не ведется совсем. Обильные запасы пелагических кальмаров (тихоокеанского и Бартрама) не осваиваются совсем, командорского - на треть. Не осваиваются даже значительные запасы деликатесных морских ежей.

Запасы большинства высокоценных беспозвоночных (крабы) в настоящее время не представляют интереса для промысла, так как их популяции в результате промысла, прежде всего браконьерского и в основном отечественного, находятся в состоянии глубокой депрессии.

Какие объекты рыболовства привлекают здесь внимание иностранного флота? Это минтай, треска, камбала, терпуг, сайра, кальмары, осьминоги (данные ТИНРО-Центра). Однако даже купленные квоты (всего 15-20 тыс. т) осваиваются на 15-80%. Очевидно, важен не сам вылов, а присутствие на промысле.

Япония намерена оспорить право России выдавать лицензии на вылов рыбы в тихоокеанских водах возле Курильских островов. Соответствующее заявление сделал 10 августа 2001 года в Токио пресс-секретарь японского премьер-министра Дзюнъитиро КОИДЗУМИ. Официальный Токио, требующий возврата "северных территорий", намерен серьезно рассмотреть вопрос о праве РФ выдавать лицензии на вылов рыбы в этом регионе. При этом пресс-секретарь не исключил и применения против России контрмер.

Сама стоимость биоресурсов Курил - не та цена, которая может и должна определять наше отношение к возможности отторжения южных островов от России. Гораздо более серьезно то, что резко возрастет доступность к ресурсам Охотского моря, считает заведующий лабораторией сводного прогноза промысловых ресурсов Тихого океана ТИНРО-Центра Евгений КАРЕДИН. С потерей Южных Курил Охотское море с его огромными богатствами перестает быть российским внутренним морем. Суверенитет Японии над южной грядой будет означать доступность ресурсов до самой срединной части Охотского моря. И не хочется даже считать долю доступных запасов.

И инвестициях...

А каковы возможности инвестиций? Далеко не все в России верят японским обещаниям. По мнению ученых, у японцев нет ни одного детально проработанного плана в рамках формулы "острова в обмен на инвестиции".


Есть конкретные примеры и того, что на протяжении последних лет Япония стала утрачивать свое лидерство среди торгово-экономических партнеров восточных территорий России (из отчета отдела межрегиональных и внешнеэкономических связей Ассоциации "Дальний Восток и Забайкалье").

А теперь о конкретных инвестициях Японии.

В Сахалинскую область в 2000 году Страна восходящего солнца инвестировала $247,4 млн, что связано с разработкой нефтегазовых месторождений по проектам "Сахалин-1" и "Сахалин-2". Инвестиции в Приморский край составили более $38 млн, здесь круг интересов японского капитала охватывает сферу услуг и промышленное производство. В Хабаровский край объем инвестиций за 2000 год составил $3,1 млн, преимущественно в лесную и деревообрабатывающую промышленность. Из реализованных в последние годы инвестиционных проектов можно назвать содействие в строительстве международного авиатерминала во Владивостоке и сооружении линии оптико-волоконной связи Хабаровск-Токио-Сеул.

Что касается перспективных проектов, то активность Японии на Дальнем Востоке распространяется на пять объектов: проект завершения строительства Бурейской ГЭС (Амурская область), сооружение третьей нити газопровода "Средневилюйского газоконденсатного месторождения Мастах-Берге-Якутск", строительство газопровода Сахалин-Комсомольск-Хабаровск-Владивосток, освоение Кшукского газоконденсатного месторождения и строительство газопровода (Камчатская область), создание в Приморском крае горнометаллургической базы по комплексной переработке рудно-минерального сырья с участием ЗАО "Электрум".

Имелось в виду, что после завершения отбора проектов японская сторона будет добиваться от своего правительства предоставления на безвозмездной основе средств для составления предварительного ТЭО указанных проектов. Но пока средства выделены только на ТЭО проекта Бурейской ГЭС. Во время его подготовки японская сторона выступила с предложением финансировать строительство ГЭС за счет государственных средств, предоставляемых японским торговым компаниям в целях стимулирования экспорта товаров и услуг. Предложенные условия финансирования российской стороной не были приняты.

ДОСЬЕ "ДК": Японская сторона предложила жесткие условия финансирования: срок кредитования - 15 лет, валюта кредита - японские иены, процентная ставка 7-8% годовых, что значительно выше средней ставки иеновых кредитов. Предполагалось, что возвратность кредита будет обеспечиваться государственными гарантиями и залогом в форме валютной выручки по экспортному контракту. Получение кредита обуславливалось приобретением японского оборудования на сумму, равную 50% выделяемых средств.

Что это как не инвестиционные миражи? Но даже если учесть тот набор инвестиционных проектов, которые имеет каждая дальневосточная территория, последуют ли за обещаниями инвестиции и каковы их последствия?

Первый вопрос чисто обывательский: кого конкретно будут накачивать этими инвестициями? При том, что государство уже практически полностью выброшено из экономики, это будут строго определенные круги - хозяева нынешней нашей жизни. И в первую очередь те, кого называют древнегреческим словом "олигархи".

Средства приговорены опуститься в тот мутный акционерный поток, в котором инвестиции вполне могут раствориться на зарубежных счетах. Первый опыт инвестиционных потоков на Сахалин под нефть и газ уже показал, что Дальний Восток в целом от этого мало что выиграет. Разве что часть сахалинцев, наиболее приближенных к ним. А программа газификации Хабаровского и Приморского краев под большим вопросом.

Сомнительно, что японцы, осчастливившись островами, тотчас начнут заботиться о нашем экономическом взлете и создавать себе конкурента. Да, инвестиции появятся, но таким кружным путем, что они будут финансировать собственное развитие. Это куда логичнее. Вспомним планы, намерения превратить Сахалин в своего энергетического донора.

Эти сомнения прозвучали 12-13 сентября 2001 г. и в г. Южно-Сахалинске, где прошли парламентские слушания "Советско-японская декларация 1956 года и проблемы национальной безопасности Российской Федерации".

Чего реально добивается Япония?

Представим себе, что мы передали Японии Южные Курилы, а Государственная Дума ратифицировала передачу. Что переменится в международном плане?

Как считает один из авторов этого обзора, экономический советник Межрегиональной ассоциации экономического взаимодействия "Дальний Восток и Забайкалье" Юрий ЕФИМЕНКО, Япония, безусловно, станет богаче. Покрепче встанет на ноги перед лицом растущего могущества Китая, кого долго грабила и громила как колонию и с кем ныне уже вынуждена оспаривать азиатско-тихоокеанское лидерство. Охотское море перестанет числиться за Россией без надежды объявить его нашим внутренним морем и широко распахнется для умелых и шустрых японских браконьеров. Япония получит надежнейший плацдарм и незаменимый, результативный опыт для дальнейшего давления и расширения своих резиновых "северных территорий". Для начала - за счет Северных Курил. В качестве, скажем, нашей платы за "незаконное" пользование Южными Курилами. Планы такие есть и не очень-то скрываются.

В военно-стратегическом плане Южные Курилы являются удобными морскими воротами, связывающими Россию с Мировым океаном. С потерей Южных Курил, а тем более Северных, Россия будет вновь ограничена со свободным выходом в Тихий океан, и ей в любое время, сообразуясь с собственными или американскими интересами, можно будет лишний раз продиктовать свою волю.

За всем этим - глубоко удовлетворенные Соединенные Штаты, которые давно уже мечтают запереть Россию в охотской мышеловке, лишив ее азиатско-тихоокеанских перспектив, а тем более разрушив наш курильский оборонительный вал, позволяющий худо ли, бедно ли контролировать военно-стратегическую обстановку в Тихом океане. Так или иначе держава № 1 отблагодарит Японию. Ведь по мирному договору они теснейшие союзники.

Жесткость такой точки зрения понятна. В повестку дня ХХI века будет поставлен вопрос о дальнейшем существовании российского Дальнего Востока как части России, и перед ним замаячит судьба протектората. Желающие опекать нас уже выстроились в очередь. Даже договорились о сферах разделения. Такие проекты разработаны и опубликованы. Да и свое правительство, начиная с 90-х годов, стало тяготиться заботой о дальневосточниках.

Само собой разумеется, Россия всем этим будет унижена и раздавлена в глазах международного сообщества, вдоль ее границ неизбежно покатится вал обострения претензий и отторжения все новых и новых земель. Такова историческая логика. Но на этом счет не закончится, потому что японские стратеги молчат о самом главном из доходов. В классическом, очень болезненном и памятливом, сознании японцев закроется самая черная глава в истории Японии: капитуляция! Будет смыт незабываемый позор. И всплеск национального духа укрепит зашатавшуюся нынешнюю власть в Японии.

Немало сторонников такого решения и в России. Но большинство россиян считают, что Южные Курилы, суверенитет над которыми Токио оспаривает у Москвы, должны принадлежать России.

ДОСЬЕ "ДК": По данным социсследования, проведенного по заказу МИДа Японии российским фондом "Общественное мнение", о существовании территориальных разногласий осведомлены 82% россиян. Из них 48% уверены, что спорные острова должны остаться в составе России. 43% полагают, что вопрос о суверенитете необходимо урегулировать по обоюдному согласию. И лишь 3% опрошенных считают, что России следует уступить территории, из-за которых стороны до сих пор не могут подписать мирный договор. Наибольшее число противников передачи островов Японии проживают на Дальнем Востоке.

Выиграют все, кроме России

Перед лицом резкого ослабления России, при факте пренебрежительного отношения Москвы в последнее десятилетие к дальневосточной окраине страны геостратегические проектировщики уже во всю трудятся над анализом и рекомендациями, над прогнозами и расчетами по поводу будущего Дальнего Востока и для сближения интересов ведущих стран АТР - США, Японии, Китая и Южной Кореи.

По американскому суперпроекту Дальний Восток и основная часть Сибири по Енисей становятся "сибирскими штатами Америки". Уже готова даже новая модель американского флага с прибавлением новых звездочек. По другому, очевидно, более согласованному между союзниками, - Дальний Восток расчленяется на протектораты. Чукотка, Камчатка и часть Магаданской области уходят под крыло США. Сахалин и Курилы - к Японии. А вдоль Транссиба образуется Дальневосточная республика под опекой США, Японии и Южной Кореи. В качестве антикитайского вала. Эти идеи не скрываются, они опубликованы.

Наверное, есть свои разработки и у китайских специалистов. И, судя по отголоскам, они связаны с опорой на Нерчинский трактат конца XVII века, по которому к Китаю должны "вернуться" Приамурье, Уссурийский район и Сахалин. А это все позволит крепко утвердиться в северной половине АТР и успешно противостоять американской и японской экспансиям.

Словом, с государственными интересами наших соседей на нашей земле все в порядке. В том числе и с японскими - вклиниться раньше других, чтобы раздвинуть конкурентов курильскими плечами. И тут возразить даже нечего. Кроме одного-единственного: а почему же у России не может быть на Дальнем Востоке и в АТР собственных интересов? Как исходной точки для решений и шагов существенного порядка. В отношении Южных Курил в частности.

Интересы России заключаются прежде всего в сохранении обозначенного итогами Второй мировой войны и выгодного для России в Тихоокеанском бассейне статус-кво, в налаживании экономически и политически полезных отношений с соседями в зависимости от их возможностей и встречных шагов, а не давления. И не выпрашивать, вымаливать, вытягивать их инвестиции, а предлагать взаимоприемлемые условия со взаимной выгодой и выбирать наиболее подходящие из них. Не поддаваясь тем более "инвестиционному шантажу", к которому склонны японские политики сплошь и рядом.

Да и к чему такая спешка? К чему повышенная суета в СМИ, в правительственных кругах, на переговорных площадках?

Ныне хорошо известно (и не первый год накапливаются исследования и доказательства!), что над американским долларом нависли черные тучи. Сами американцы стараются и постараются выкрутиться. Бросив при этом, как показала послевоенная история, своих союзников и друзей без колебания. Иена прочно привязана к доллару, и Япония, еще не оправившаяся после азиатского кризиса, неизбежно пострадает в первую очередь. На этом фоне российской власти тем нужнее быть настороже и не торопиться.

Грянет гром - и уже Россия может выставлять свои условия за тот же "донорский" вариант.

Лакмусовая бумага

Токийская (1993 г.) и Московская (1998 г.) декларации, признавшие базовым документом Декларацию СССР от 1956 г., дали надежды Японии решить территориальный вопрос в свою пользу. Однако формально они лишь зафиксировали обоюдное стремление решить этот вопрос. Или все-таки выданы обещания?

Осенью 1993 года были озвучены утверждения "экспертного" специалиста, бывшего начальника советской внешней разведки Л. ШЕБАРШИНА: "Кто в российском правительстве давал такие заверения, я говорить не буду, но я знаю конкретно, кто продавал японцам Южные Курилы и говорил, что все будет в порядке". Если кто-то уверен, что состав и технологии поступков современной российской властной элиты ныне резко изменились, глубоко ошибается.

Среди дальневосточников идея "размена" Южных Курил на инвестиции малопопулярна. Куда понятнее аренда. Так было бы более по-хозяйски и дальновиднее. Для начала - аренда участков, промыслов, земель и т.д. Сами курильчане с горечью и обидой говорят: ну не нужны Курилы России - пусть их нам отдадут, сумеем распорядиться сами. А взвинченных неурядицами людей, кого так любят выхватывать на Курилах московские СМИ ("Да пусть отдадут, лишь бы..."), сегодня можно найти в любой точке страны.

Главный адрес курильской проблемы - Москва. И тут есть одна странность: если действительно, по мнению столичных политиков, все дело лишь в экономической причине - Курилы все больше и больше погружаются в нищету и на их развитие не хватает денег, то почему деньги находятся на самые несусветные проекты и пускание пыли в глаза? Нет желания - другое дело. Кому в таком случае приходится местной власти и жителям Курил кланяться? Правильно, ближайшим соседям, т.е. японцам.

Объемы гуманитарной помощи жителям островов, вплоть до оснащения и снабжения топливом курильских котельных в последние зимы, завязывают жизнь курильчан на ближнего соседа все больше и больше. Хуже того, толкают погружаться все больше и в "теневую экономику", ориентированную прежде всего на японских потребителей и негласно поддерживаемую японской властью. Так что же происходит? Проверка власти и населения на патриотичность или космополитизм? Да полно! Скорее политическая разумность и дальновидность, чего не скажешь о Кремле.

Правительство РФ разработало, наконец-то, специальную федеральную целевую программу по социально-экономическому развитию Курильских островов. Об этом шла речь на встрече премьер-министра РФ Михаила КАСЬЯНОВА с губернатором Сахалинской области Игорем Фархутдиновым 11 сентября 2001 г. Нашлись единомышленники у дальневосточников и среди российских законодателей.

В парламентских слушаниях "Советско-японская декларация 1956 года и проблемы национальной безопасности Российской Федерации", состоявшихся 12-13 сентября в Южно-Сахалинске, приняли участие более 150 человек, в том числе 13 представителей Госдумы и Совета Федерации, 22 представителя федеральных органов власти, 16 ученых. Несмотря на то, что парламентские слушания объявлены открытыми, японскую сторону для участия в них не пригласили. Посчитали, что обсуждение Курильской проблемы является внутренним делом России. Эти слушания стали первым основательным обсуждением проблемы Курильских островов. По общему мнению собравшихся, отказ от островов никогда не станет путем ее решения. Главное, чтобы внутренняя политика в отношении Курил стала другой.

Дальневосточный капитал



Sakhalin Online - Сахалинские ресурсы в Сети Design: Plaksin.com
Copyright © 2004 - 2017 Sakh.com
SAKH.COM САХАЛИН · Новости · Погода · Афиша · Ночь · Фотоотчеты · Телепрограмма · Сахалин.Бизнес · Курсы валют · Скидки · Shoppy.ru · Карта · Путешествия · Расписания · Объявления · Работа · Недвижимость · Авто · Mobile · Web-камеры · Форум · Фотогалерея · Sakhalin.TV · Гороскопы · Анекдоты · Sakhalin Online · Опросы · Games · Чат · Jabber · Города · pda