Новости
История
Публикации
Документы
Фотоальбом
Справочник
Опросы
Гостиная
Форумы
Ссылки



Публикации
Курилы: отдавать нельзя оставить...

«Благодаря» японским политикам тема передачи под суверенитет Страны восходящего солнца части Курильской гряды не сходит со страниц газет и экранов телевизоров, регулярно будоражит общественное мнение уже не только в России и Японии, но и практически во всем Азиатско-Тихоокеанском регионе. На высшем государственном уровне вопрос о передаче островов поднимается всякий раз, когда в Токио или Москве встречаются представители дипломатических ведомств или же главы государств.

Часть первая: международное право и мирный договор
А на основании чего, собственно, Япония требует от нас Курилы и ждет – не дождется положительной реакции со стороны России? Причем, все время ссылаясь на юридическую точку зрения международного права, которого как такового, по мнению специалистов, и не существует вовсе. Да, есть ворох бумаг и текстов, которые можно признавать или нет, потому как по сугубо правовому происхождению их нельзя приравнять даже к закону Приморского края или любого штата США. На планете под названием Земля пока нет и в ближайшем будущем не предвидится никакого единого международного законодательного органа. ООН ему не замена, это как бы перманентное совещание представителей, министров иностранных дел или глав государств. Не более.
Посему сегодня в международном обиходе действуют как минимум два вроде бы международных права: право традиции, основанное на системе международных конвенций и договоров, и право силы, которое в любой момент и в любом месте посылает первое подальше. Из области традиции - изъятие у Японии Южных Курил по итогам второй Мировой войны, как у агрессора: не затевай брани - будешь наказан. А вот последующее решение японского парламента о распространении японского суверенитета на Южные Курилы уже можно отнести к диктату права силы. Подобные решения зависят от уровня опасности соперника. Иначе почему не требует Япония вернуть ей обратно Тайвань, отобранный у нее тем же порядком, теми же решениями и при тех же условиях, что и Курилы. У Японии по-прежнему остаются неурегулированными территориальные споры с обеими Кореями и Китаем. Один из таких споров - о принадлежности островной гряды Сенкаку - не помешал японцам подписать с коммунистическим Китаем в 80-х годах договор о мире и дружбе.
Справка
На Южных Курилах - острова Кунашир, Итуруп, Шикотан и Хабомаи - проживает 7895 человек (2631 семья), в том числе 1354 ребенка и 1482 пенсионера. На территории района зарегистрировано 427 предприятий различных форм собственности. В 2000 г. промышленными предприятиями района выпущено продукции на общую сумму 252 млн. рублей (пищевой и рыбной - 15,5 тыс. т), товарооборот составил 82,8 млн. рублей. Доходы 40% населения Южных Курил ниже официального прожиточного минимума. В то же время цены на продукты питания в 2-3 раза выше в сравнении с ценами на Сахалине, в Приморском и Хабаровском краях.
Часть вторая: история вопроса
Первой нанесла на карты Южные Курилы голландская экспедиция М. Де Фриза в 1643 году. Коренное население Эдзосских (по-японски) островов - айны - давно перебралось на Хоккайдо. Но, когда русские обращали в православную веру аборигенов Северных Курил, на Хоккайдо обитало лишь несколько тысяч японских поселенцев. 4 декабря 1762 года Екатерина II своим манифестом дала благословение на освоение «дальних» островов - Южных Курил. Русские поселенцы с Камчатки успели основать несколько поселений, когда с юга двинулись посланцы самураев. На смену православным крестам пришли иероглифы.
Долгая и запутанная история территориального спора между двумя странами началась с 1855 года, во времена царствования Николая I. Установить с Токио дипломатические отношения и определиться с тем, что кому принадлежит, царя вынудили непрекращающиеся военные стычки на востоке империи, грозящие привести к полномасштабной войне с Японией. В начале упомянутого 1855 года в порт Симода прибыл царский посланец вице-адмирал Путятин, он и подписал с японской стороной двусторонний договор о мире и дружбе. Договор установил: Сахалин - совместное владение двух монархий, а Курилы разделить границей между островами Итуруп и Уруп, то есть к России тогда отошли Северные Курилы, а японцам достались острова Итуруп, Кунашир, Шикотан и гряда Хабомаи. Позже был российско-японский договор 1875 года, по которому России отошел весь Сахалин, а Японии – оставшаяся северная часть Курил. Поражение царской России в войне 1904-1905 годов завершилось Портсмутским мирным договором, по которому русские потеряли южную часть Сахалина. По итогам второй мировой войны Япония была наказана тем, что часть его территорий отошла странам-победителям. Россия получила Южные Курилы и Южный Сахалин.
Здесь возникает другой резонный вопрос: чего вот так вдруг сейчас у России возникла столь острая потребность в мирном договоре с Японией? Разве без него мы пребываем со своим соседом «в состоянии войны»? Ведь нужно помнить, что существует Акт о полной и безоговорочной капитуляции. С Германией такого акта достаточно, чтобы мирно жить и довольно-таки успешно торговать. Даже при наличии такого чистого трофея, как Калининградская область. Уступке, подобной той, что добивается Япония, достойна лишь воевавшая и проигравшая страна. Как было с Россией в 1905 году, потерявшей в результате Портсмутского мира Южный Сахалин. На японских картах, кстати, он и поныне не является российским. Еще одна спорная территория?
Время показало, что передача территории не прибавляла России безопасности, безопасность все время выходила только в пользу Японии. Давайте заглянем в историю: кто и от кого у нас должен остеречься. Это японские корабли во время русско-японской войны упорно обстреливали побережье России, включая и город нашенский Владивосток. Это японские войска тогда высаживались на сугубо российскую территорию - Сахалин, Камчатку, Командорские острова. Не прибавил безопасности России и Союзный договор с Японией, подписанный в 1916 году. Казалось бы, тут не просто мир, а тесное сотрудничество и дружба. Но получили вместо этого четырехлетнюю оккупацию с 1918 по 1922 годы. При этом грабилось и вывозилось в Японию все, начиная с военно-стратегических запасов царского правительства (усвоившего уроки русско-японской войны и затарившего военные склады под самую крышу) и кончая «царским золотом», украденным у Колчака в приличном количестве, вагонами (о судьбе золота «РП. Тихий океан» уже рассказывал на своих страницах в июне минувшего года – А.В.). А уж рыбы, леса, полезных ископаемых было вычерпано на Дальнем Востоке столько, что подсчету сие не поддается.
Запомнились японские оккупанты и мирному населению: уничтожались целые села вместе с жителями. И, наконец, устроили 4-5 апреля 1920 г. путч с варварским разгромом городов Дальнего Востока. Более других досталось Хабаровску, где день-деньской стреляли из орудий и пулеметов по всем без разбора. Единственная пальба за всю историю этого города. Результат - несколько тысяч убитых, несколько сот сожженных домов. В середине 20-х годов Советский Союз ради очищения от засидевшихся на восточных окраинах оккупантов вернулся к рамкам Портсмутского мира, оговорив свое несогласие с политическими последствиями его и ответственностью за них. Но и это не прибавило нам безопасности.
Со дня захвата Японией Маньчжурии все 30-е годы на нашей границе гремели выстрелы и гибли люди. И прокатывались так называемые приграничные конфликты, перемежавшиеся большими и малыми боями регулярных войск. Японские части устремились вначале к Хасану, а затем и к Халхин-Голу, где сражения длились несколько месяцев. И это японские подлодки топили советские пароходы даже при пакте о нейтралитете. Потому разрыв договора о нейтралитете 5 апреля 1945 г. со стороны СССР согласно Ялтинскому соглашению союзников (1943 г.) вполне в рамках статьи 103 Устава ООН (апрель 1945 г.).
8 сентября нынешнего года исполнилось 50 лет со дня подписания Сан-Францисского мирного договора, Этот документ прекратил состояние войны между Японией и большинством союзных держав. Готовился он и был подписан в период «холодной войны», что и стало причиной того, что одна из ключевых союзных держав - СССР - отказалась его подписать. Советская сторона усматривала в нем ряд нарушений своих законных прав, ущемление интересов союзников. Остальные участники антигитлеровской коалиции, в том числе и Япония, документ подписали. Договор определил действующие по сей день основные параметры послевоенного территориального урегулирования в отношении Японии, им зафиксирован официальный ее отказ от так называемых «северных территорий». Однако Декларацией от 1956 г. СССР дал согласие на передачу Японии острова Шикотан и гряды Хабомаи. Но ведь межправительственное соглашение так и не было заключено впоследствии ввиду испортившихся отношений.
Часть третья: экономика и территориальный вопрос
Улучшение российско-японских отношений после распада СССР, увы, не обошлось без одновременного обострения территориального спора. Токийская декларация о российско-японских отношениях от 13 октября 1993 г., Московская декларация об установлении созидательного партнерства от 13 ноября 1998 г., а также промежуточные документы обозначили его экономическую основу.
А публикации в российских СМИ и вовсе поставили вопрос однозначно: Курилы отдать, но в обмен на инвестиции. Можно видеть в таком ракурсе и политический заказ, не зря же в 2000 году в бюджете Японии появилась закрытая статья финансирования обработки российского общественного мнения. А можно действительно сказать, «что имеем - не храним, а потерявши – плачем». На заседании президиума Российской академии наук, прошедшем в мае 2001 года, губернатор Хабаровского края Виктор Ишаев призвал подсчитать, в какие экономические дивиденды выльется передача Японии островов, подчеркнув, что она является крупнейшим инвестором в мире. Частично такой подсчет сделан. По оценке экономистов, общая стоимость природных ресурсов только Южных Курил с их морскими окрестностями - более $2,5 триллиона. Цифра вполне официальная, из действующей президентской целевой программы экономического и социального развития Дальнего Востока и Забайкалья в 1996-2005 годы. При том лишь на морских ресурсах, не разрушая их баланса, здесь можно ежегодно зарабатывать более $4 миллиардов. По оценке экспертов ТИНРО-центра, мы пока осваиваем не более 5% ресурсов от того объема, что могли бы добывать безболезненно для биоценза.
Часть четвертая: ресурсы
Справка. Современное рыболовство всеми прибрежными государствами ведется в пределах собственных исключительных экономических зон (ИЭЗ – пространство в 200 миль от государственной границы). Промысел других государств в исключительных экономических зонах той или иной страны ведется на платной или компенсационной основе.
Приведем несколько оценок специалистов ТИНРО-Центра. Вследствие особенностей климата не менее 80% всех биологических ресурсов Северной Пацифики сосредоточено в исключительной экономической зоне (ИЭЗ) трех стран - России, США и Канады. Дальневосточная ИЭЗ России охватывает пространство от Берингова пролива до юга Приморья, и в нее входят западная часть Берингова моря, почти полностью Охотское море, северная часть Японского моря и 200-мильная зона к востоку от Камчатки и Курильских островов. Общий запас гидробионтов в пределах ИЭЗ России, по экспертным оценкам, составляет не менее сотни миллионов тонн. На долю объектов, которые могут представлять коммерческий интерес для промысла, в настоящее время приходится 30-35 млн. тонн. В соответствии с принципами теории рыболовства и рационального ресурсопользования промысловый запас гидробионтов составляет примерно 12-15 млн. тонн, а доля, составляющая общий допустимый улов (ОДУ - принятая в международной практике доля, обеспечивающая неистощимый, практически бесконечны
й режим эксплуатации запасов), - 4-5 млн. тонн. По состоянию на 2001 год совокупный ОДУ по ИЭЗ России на Дальнем Востоке составил 4,2 млн. тонн.
Что же на этом фоне представляют собой Южные Курилы с водами, омывающими острова Кунашир, Итуруп и Малую Курильскую гряду с островом Шикотан? По данным ТИНРО-центра, совокупный ОДУ по этой зоне составляет чуть больше 0,5 млн. тонн, то есть около 12 процентов от общего допустимого улова по всей ИЭЗ. На рыбный улов в этих объемах приходится 55 процентов. Это лососи (22 тыс. т), минтай и треска (54 тыс. т), сайра (100 тыс. т) и японский анчоус (50 тыс. т). Остальные виды рыб (лемонема, окунь, камбала и др.) составляют долю в несколько процентов. Из промысловых беспозвоночных основная доля запасов приходится на пелагический кальмар (135 тыс. т ) и командорский кальмар (10 тыс. т). Все другие ценные беспозвоночные немногочисленны. Весьма значительны здесь запасы морских водорослей (ламинарии и анфельции) - 85 тыс. тонн.
Что же и в каком объеме осваивается из этих богатств? В полной мере по рыбе осваиваются только лососи и лемонема. Сайра осваивается только на 20%, минтай - на 15, треска - на 50. Промысел остальных видов рыбы не ведется вовсе. Обильные запасы пелагических кальмаров (тихоокеанского и Бартрама) не осваиваются, командорского – на треть. Не осваиваются даже значительные запасы деликатесных морских ежей. Запасы большинства высокоценных беспозвоночных (крабы) в настоящее время не представляют интереса для промысла, так как их популяции в результате лова, прежде всего браконьерского и в основном отечественного, находятся в состоянии глубокой депрессии.
Какие объекты рыболовства привлекают здесь внимание иностранного флота? По данным ученых ТИНРО-центра, это минтай, треска, камбала, терпуг, сайра, кальмары, осьминоги. Однако даже купленные квоты (всего 15-20 тыс. тонн) осваиваются в пределах 15-80%. Очевидно, важен для рыбаков не сам вылов, а присутствие на промысле. Япония, кстати, намерена оспаривать право России на выдачу лицензий на вылов рыбы в тихоокеанских водах возле Курильских островов. Соответствующее заявление сделал 10 августа 2001 года в Токио пресс-секретарь японского премьер-министра Дзюнъитиро Коидзуми. При этом пресс-секретарь не исключил и применения против России контрмер.
Сама стоимость биоресурсов Курил - не та цена, которая может и должна определять наше отношение к возможности отторжения южных островов от России. Гораздо более серьезно то, что резко возрастет доступность к ресурсам Охотского моря. С потерей Южных Курил Охотское море с его богатствами перестанет быть российским внутренним морем. Суверенитет Японии над южной грядой будет означать доступность ресурсов до самой срединной части Охотского моря. И не хочется даже считать долю доступных запасов.
Часть пятая: инвестиции
Каковы же возможности инвестиций? Далеко не все в России верят японским обещаниям. Более того, ученые утверждают, что у японцев нет ни одного детально проработанного плана в рамках формулы «острова в обмен на инвестиции». Есть конкретные примеры и того, что на протяжении последних лет Япония стала утрачивать свое лидерство среди торгово-экономических партнеров восточных территорий России (по данным отдела межрегиональных и внешнеэкономических связей Ассоциации «Дальний Восток и Забайкалье»). К примеру, если в 1997 году объем товарооборота между Приморьем и Японией превышал $400 млн., то к 2000 году он сократился до цифры, едва превышающей $150 млн. Идентичные показатели и у других регинов Дальнего Востока. В Сахалинскую область в 2000 году Страна восходящего солнца инвестировала $247,4 млн. на разработку нефтегазовых месторождений по проектам «Сахалин-1» и «Сахалин-2». Инвестиции в Приморский край составили примерно $38 млн., затрагивают они сферу услуг и промышленное производство. В Хабаровский край объем инвестиций за 2000 год составил $3,1 млн., направлены они преимущественно в лесную и деревообрабатывающую промышленность. Из реализованных в последние годы инвестиционных проектов можно назвать содействие в строительстве международного терминала в аэропорту «Владивосток» и сооружение линии оптико-волоконной связи Хабаровск-Токио-Сеул.
Что касается перспективных проектов, то активность Японии на Дальнем Востоке распространяется на пять объектов: проект завершения строительства Бурейской ГЭС (Амурская область), сооружение третьей нити газопровода «Средневилюйского газоконденсатного месторождения Мастах-Берге-Якутск», строительство газопровода Сахалин-Комсомольск-Хабаровск-Влади-восток, освоение Кшукского газоконденсатного месторождения и строительство газопровода (Камчатская область), создание в Приморском крае горнометаллургической базы по комплексной переработке рудноминерального сырья с участием ЗАО «Электрум».
Правда, пока средства выделены только на ТЭО проекта Бурейской ГЭС. Во время его подготовки японская сторона выступила с предложением финансировать строительство ГЭС за счет государственных средств, предоставляемых японским торговым компаниям в целях стимулирования экспорта товаров и услуг. Предложенные условия финансирования российской стороной не были приняты. Ну и что это за инвестиционные миражи? Даже если учесть тот набор инвестиционных проектов, которые имеет каждая дальневосточная территория, последуют ли за обещаниями инвестиции и каковы их последствия? Кого конкретно будут «накачивать» этими инвестициями? При том, что государство уже практически полностью выброшено из экономики, это будут строго определенные круги - хозяева нынешней нашей жизни. И в первую очередь те, кого называют древнегреческим словом «олигархи». Средства окажутся в том мутном акционерном потоке, в котором инвестиции вполне могут раствориться на зарубежных счетах. Первый опыт инвестиционных потоков на Сахалин под нефть и газ уже показал, что Дальний Восток в целом от этого мало что выиграет. Разве что часть жителей Сахалина, наиболее приближенная к ним. А программа газификации Хабаровского и Приморского краев остается под большим вопросом.
Вызывает большое сомнение и то, что японцы, осчастливленные неожиданной передачей островов, сиюминутно начнут заботиться о нашем экономическом взлете и создавать у себя под боком конкурента. Да, инвестиции появятся, но таким кружным путем, что они будут финансировать собственное развитие. Вспомним хотя бы намерения Японии превратить Сахалин в своего энергетического донора. Эти сомнения прозвучали 12-13 сентября 2001 г. в Южно-Сахалинске, где прошли парламентские слушания «Советско-японская декларация 1956 года и проблемы национальной безопасности Российской Федерации» («РП. Тихий океан» рассказывал о них в своем октябрьском выпуске – А.В.).
Часть шестая: чего же добивается Япония?
Допустим ситуацию: мы передали Японии Южные Курилы, а Государственная дума ратифицировала передачу. Что переменится в международном плане?
Как считает уже знакомый нашим читателям экономический советник Межрегиональной ассоциации экономического взаимодействия «Дальний Восток и Забайкалье» Юрий Ефименко, «Япония, безусловно, станет богаче. Покрепче встанет на ноги перед лицом растущего могущества Китая, кого долго грабила и громила как колонию и с кем ныне уже вынуждена оспаривать азиатско-тихоокеанское лидерство. Охотское море перестанет числиться за Россией без надежды объявить его нашим внутренним морем и широко распахнется для умелых и шустрых японских браконьеров. Япония получит надежнейший плацдарм и незаменимый, результативный опыт для дальнейшего давления и расширения своих резиновых «северных территорий». Для начала - за счет Северных Курил. В качестве, скажем, нашей платы за «незаконное» пользование Южными Курилами. Причем, планы такие есть и не очень-то скрываются.
Ведь в военно-стратегическом плане Южные Курилы являются удобными морскими воротами, связывающими Россию с Мировым океаном. С потерей Южных Курил, а тем более Северных, Россия будет вновь ограничена со свободным выходом в Тихий океан, и ей в любое время, сообразуясь с собственными или американскими интересами, можно будет лишний раз продиктовать свою волю.
За всем этим - глубоко удовлетворенные Соединенные Штаты, которые давно уже мечтают запереть Россию в охотской мышеловке, лишив ее азиатско-тихоокеанских перспектив, а тем более разрушив наш курильский оборонительный вал, позволяющий худо ли, бедно ли контролировать военно-стратегическую обстановку в Тихом океане. Так или иначе держава № 1 отблагодарит Японию. Ведь по мирному договору они теснейшие союзники».
Жесткость такой точки зрения эксперта вполне понятна. В повестку дня XXI века будет поставлен вопрос о дальнейшем существовании российского Дальнего Востока как части России, и перед ним замаячит судьба протектората. Не секрет: желающие опекать нас - в очереди. Даже договорились о сферах разделения. Такие проекты разработаны и опубликованы. Да и свое правительство, начиная с 90-х годов, стало тяготиться заботой о дальневосточниках. Само собой разумеется, Россия всем этим будет унижена и раздавлена в глазах международного сообщества, вдоль ее границ неизбежно покатится вал обострения претензий и отторжения все новых и новых земель. Такова историческая логика. Но на этом счет не закончится, потому что японские стратеги молчат о самом главном из доходов. В классическом, очень болезненном и памятливом сознании японцев закроется самая черная глава в истории Японии: капитуляция. Будет смыт незабываемый позор. И всплеск национального духа укрепит зашатавшуюся нынешнюю власть в Японии. Известно, что немало сторонников такого решения и в самой России. Но большинство россиян считает, что Южные Курилы, суверенитет над которыми Токио оспаривает у Москвы, должны принадлежать России.
Однако, судя по данным социологического исследования, проведенного по заказу МИД Японии российским фондом «Общественное мнение», о существовании территориальных разногласий осведомлены 82% россиян. Из них 48 процентов уверены, что спорные острова должны остаться в составе России. 43 процента полагают, что вопрос о суверенитете необходимо урегулировать по обоюдному согласию. И лишь 3 процента опрошенных считают, что России следует уступить территории, из-за которых стороны до сих пор не могут подписать мирный договор. Наибольшее число противников передачи островов Японии проживают на Дальнем Востоке России.
Часть седьмая: выиграет ли Россия?
При пренебрежительном отношении Москвы в последнее десятилетие к дальневосточной окраине страны геостратегические проектировщики уже во всю трудятся над анализом и рекомендациями, над прогнозами и расчетами по поводу будущего Дальнего Востока и для сближения интересов ведущих стран АТР - США, Японии, Китая и Южной Кореи.
По американскому суперпроекту, например, Дальний Восток и основная часть Сибири по Енисей становятся «сибирскими штатами Америки». Уже готова даже новая модель американского флага с прибавлением новых звездочек. По другому, очевидно, более согласованному между союзниками, Дальний Восток расчленяется на протектораты. Чукотка, Камчатка и часть Магаданской области уходят под крыло США. Сахалин и Курилы - к Японии. А вдоль Транссиба образуется Дальневосточная республика под опекой США, Японии и Южной Кореи. В качестве своеобразного антикитайского вала. Эти идеи не скрываются, они даже опубликованы.
Не исключено, есть свои разработки и у китайских специалистов (ведь не случайно же жители Поднебесной нелегально заполонили практически все дальневосточные регионы, по оценкам экспертов, таких «гостей» сегодня разбросано по нашим восточным просторам не менее полутора миллионов – А.В.). Судя по отголоскам, они связаны с опорой на Нерчинский трактат конца XVII века, по которому к Китаю должны «вернуться» Приамурье, Уссурийский район и Сахалин. А это все позволит крепко утвердиться в северной половине АТР и успешно противостоять американской и японской экспансиям.
Словом, с государственными интересами наших соседей на нашей земле все в порядке. В том числе и с японскими - вклиниться раньше других, чтобы раздвинуть конкурентов курильскими плечами. И тут возразить даже нечего. Кроме одного-единственного: а почему же у России не может быть на Дальнем Востоке и в АТР собственных интересов?
А интересы России заключаются, прежде всего, в сохранении обозначенного итогами Второй мировой войны и выгодного для России в Тихоокеанском бассейне статус-кво, в налаживании экономически и политически полезных отношений с соседями в зависимости от их возможностей и встречных шагов, но не давления. И не выпрашивать, вымаливать, вытягивать их инвестиции, а предлагать взаимоприемлемые условия со взаимной выгодой и выбирать наиболее подходящие из них. Не поддаваясь «инвестиционному шантажу», к которому склонны японские политики сплошь и рядом.
Вместо заключения
Токийская (1993 г.) и Московская (1998 г.) декларации, признавшие базовым документом Декларацию СССР от 1956 г., дали надежды Японии решить территориальный вопрос в свою пользу. Однако формально они лишь зафиксировали обоюдное стремление решить этот вопрос. Или все-таки выданы обещания? Осенью 1993 года были озвучены утверждения бывшего начальника советской внешней разведки, впоследствии даже председателя КГБ СССР Леонида Шебаршина: «Кто в российском правительстве давал такие заверения, я говорить не буду, но я знаю конкретно, кто продавал японцам Южные Курилы и говорил, что все будет в порядке». Если кто-то сегодня полон уверенности, что технологии поступков современной российской властной элиты резко изменились, глубоко ошибается.
Повторимся: среди дальневосточников идея «размена» Южных Курил на инвестиции не имеет популярности. Более приемлемой считается аренда. Считается, что такой исход событий был бы более хозяйским и дальновидным. Для начала - аренда участков, промыслов, земель и т.д. Потому что сами курильчане с горечью и обидой говорят: ну если не нужны Курилы России - пусть их нам отдадут, сумеем распорядиться сами. А замученных неурядицами и социальными катаклизмами людей, кого так любят выхватывать на Курилах московские СМИ, сегодня можно найти в любой точке страны.
Специалисты, занимающиеся островным вопросом, с уверенностью говорят: главный адрес курильской проблемы - Москва. И тут есть одна странность: если действительно, по мнению столичных политиков, все дело лишь в экономической причине - Курилы все больше и больше погружаются в нищету и на их развитие не хватает денег, то почему деньги находятся на самые несусветные проекты и пускание пыли в глаза? Если нет желания, то дело другое. Кому в таком случае приходится местной власти и жителям Курил кланяться? Правильно, ближайшим соседям, японцам. Объемы гуманитарной помощи жителям островов, вплоть до оснащения и снабжения топливом курильских котельных в последние холодные зимы, завязывают жизнь курильчан на ближнего соседа все больше и больше. Хуже того, толкают все больше и в «теневую экономику», ориентированную на японских потребителей и негласно поддерживаемую японской властью.
Федеральное правительство разработало, наконец-то, специальную целевую программу по социально-экономическому развитию Курильских островов. Об этом шла речь на сентябрьской встрече премьер-министра РФ Михаила Касьянова с губернатором Сахалинской области Игорем Фархутдиновым. Нашлись единомышленники у дальневосточников и среди российских законодателей. В парламентских слушаниях «Советско-японская декларация 1956 года и проблемы национальной безопасности Российской Федерации», состоявшихся в сентябре в Южно-Сахалинске, приняли участие более 150 человек, в том числе 13 представителей Госдумы и Совета Федерации, 22 представителя федеральных органов власти, 16 ученых. Несмотря на то, что парламентские слушания объявлены открытыми, японскую сторону для участия в них не пригласили. Заявили, что обсуждение Курильской проблемы является внутренним делом России. Эти слушания стали первым основательным обсуждением проблемы Курильских островов. По общему мнению собравшихся, отказ от островов никогда не станет путем ее решения. Главное, чтобы внутренняя политика в отношении Курил стала другой.
Андрей ВОЛКОВ, с использованием материалов Межрегиональной ассоциацией «Дальний Восток и Забайкалье», ТИНРО-центра, информационных агентств «РИА-Новости», «Восток-Медиа» и «Острова», пресс-служб администрации и думы Сахалинской области, журналов «Дальневосточный капитал» и «Япония сегодня», «Газеты.ру», Интернет-ресурсов.
КОГДА МАТЕРИАЛ БЫЛ ГОТОВ К ПЕЧАТИ, стало известно, что очередное заседание российско-японской межправительственной комиссии пройдет 1 декабря в Токио. Договоренность об этом достигнута в ходе переговоров Владимира Путина и Дзюнъитиро Коидзуми.
Японская пресса сообщает, что Коидзуми предложил Путину возобновить двусторонние переговоры об определении статуса спорных Южно-Курильских островов. Согласно источникам газеты «Иомиури», Коидзуми предложил российскому президенту начать «переговоры общего характера о статусе островов», а также переговоры на уровне МИД двух стран, на которых можно будет определить график переговорного процесса. Путин призвал не политизировать вопрос о рыбном промысле третьими странами в районе Южных Курил. Помимо так называемой проблемы «северных территорий», вопрос о промысле также является одним из раздражителей в российско-японских отношениях. Путин назвал его «чисто экономическим». Российская сторона призвала Токио «решать этот вопрос путем переговоров, учитывая при этом различные озабоченности» сторон. Японская сторона выразила удовлетворение той атмосферой, в которой проходила встреча лидеров двух стран.

"Рыбак Приморья"



Sakhalin Online - Сахалинские ресурсы в Сети Design: Plaksin.com
Copyright © 2004 - 2017 Sakh.com
SAKH.COM САХАЛИН · Новости · Погода · Афиша · Ночь · Фотоотчеты · Телепрограмма · Сахалин.Бизнес · Курсы валют · Скидки · Shoppy.ru · Карта · Путешествия · Расписания · Объявления · Работа · Недвижимость · Авто · Mobile · Web-камеры · Форум · Фотогалерея · Sakhalin.TV · Гороскопы · Анекдоты · Sakhalin Online · Опросы · Games · Чат · Jabber · Города · pda