Заявление Сахалинской областной думы Министр иностранных дел Российской Федерации С.В.Лавров 14 ноября 2004 года сделал заявление о важности подписания Мирного договора с Японией, о признании Советско-японской Декларации 1956 года, в которой предлагалось передать Японии острова Малой Курильской гряды, а также о том, что «для решения территориального вопроса с Японией может быть использован тот же подход, что и с Китаем». Одновременно прозвучал призыв к развитию отношений с Японией «без оглядки на прошлое и эмоции».
Это заявление вызвало тревогу как у населения Сахалинской области, так и у российской общественности. 20 ноября 2004 года в Южно-Сахалинске состоялся многолюдный митинг жителей Сахалинской области в защиту целостности и неприкосновенности российских территорий. Общественные организации «Сахалинец» (Москва), «Рубеж Родины» (Калининград) и другие выступили с заявлениями. В Сахалинскую областную Думу поступают письма, в которых граждане осуждают действия руководства страны.
Представительные органы области (Совет народных депутатов, Сахалинская областная Дума), выражая мнение населения, неоднократно заявляли об утрате актуальности идеи так называемого «мирного договора» и о возможности добрососедских отношений с Японией либо в существующем формате, либо с закреплением их в договоре о дружбе и добрососедстве. По нашему мнению, такой «мирный договор» не стоит ни одного из многочисленных островов Малой Курильской гряды (Анучина, Полонского, Зеленый, Танфильева, Сигнальный, Юрий, Рифовый, Сторожевой, островов Демина, Лисьи, Осколки, Шишки, Шикотан).
Часть 2 статьи 9 Советско-японской Декларации 1956 года утратила свою силу, что подтвердилось в ходе Парламентских слушаний в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации 18 марта 2002 года. Более того, сама процедура заключения и ратификации этой Декларации нарушала статью 16 Конституции РСФСР того времени, требовавшей согласия России на изменение ее территории. По данным Государственного архива Российской Федерации, такое согласие руководством СССР не было получено.
Мы обращаем внимание на то, что в соответствии с пунктом 8 Декларации «О государственном суверенитете Российской Советской Федеративной Социалистической Республики», принятой Съездом народных депутатов РСФСР 12 июня 1990 года, «территория России не может быть изменена без волеизъявления народа, выраженного путем референдума». Такой референдум по Курильским островам не проводился, а поэтому любые попытки их отторгнуть либо вести по этому поводу переговоры – нарушают статью 4 Конституции России о целостности страны и неприкосновенности ее территории.
Мы, сахалинцы и курильчане, не только не отрицаем возможность развития добрососедских отношений и конструктивного экономического сотрудничества с соседней Японией, но и принимаем заинтересованное участие в их развитии. Вместе с тем, мы считаем, что в основе реализации богатейших ресурсных потенциалов России, в том числе Сахалина и Курил, повышения жизненного уровня населения должны лежать не только иностранные (например, японские или китайские) инвестиции, но и, в первую очередь, выверенная социально-экономическая политика российских власти и бизнеса.
Предлагаемый С.В.Лавровым в качестве образца подход к урегулированию пограничных разногласий с Китаем, во-первых, игнорирует мнение населения приграничных территорий России, а во-вторых, «проявляется» в сообщении населению страны о территориальных уступках после того, как эти уступки произведены. Такой подход противоречит принципам демократического государства.
Накануне празднования 60-летия Победы в Великой Отечественной и второй мировой войнах нам предлагается «не оглядываться на прошлое» и соглашаться с ревизией их итогов. Как будто не милитаристская Япония ее проиграла и не она, а Россия наказана за свою алчность и агрессивность.
Мы рассматриваем заявление Министра иностранных дел Российской Федерации С.В.Лаврова как продолжение «курильской кампании 1990/91 годов», пагубным последствием которой явилось создание представления о том, что суверенитет и территориальная целостность России могут быть предметом торга и сделки для ее же собственных государственных лидеров, что государство может сохранять свой международный престиж и даже богатеть, меняя суверенную территорию на иностранные инвестиции. Более мощный подрыв национальной безопасности «мирными средствами» трудно вообразить. Такое представление, превратившись в элемент общественного сознания, ускорило распад СССР и дало знать о себе в Чечне.
Мы солидарны с тезисом из ежегодного Президентского послания о том, что «Россия живет сегодня в условиях нового для нас типа внешней агрессии», столкнувшись «с системным вызовом государственному суверенитету и территориальной целостности», и рассматриваем заявление Министра иностранных дел Российской Федерации С.В.Лаврова как подыгрывание японской стороне, результативно и систематически применяющей информационное оружие в качестве стратегического. Главными объектами информационной агрессии избраны политическое мышление государственной элиты, гражданское сознание общества, историческая память народа.
Последним открытым выступлением главы государства по территориальному вопросу было Письмо Президента Российской Федерации Б.Н.Ельцина гражданам России от 16 ноября 1991 года, в котором он заверил в том, что «российская общественность будет своевременно и полностью информироваться о намерениях и планах своего Правительства». Однако Президент Российской Федерации В.В.Путин ни разу не ответил ни на одно из многочисленных обращений Сахалинской областной Думы. Мы считаем, что молчание власти и неопределенность ее позиции – это факторы общественной нестабильности.
Поэтому мы заявляем о необходимости встречи Президента Российской Федерации с делегацией выборных представителей Сахалинской области и посещения Курильских островов Президентом до его визита в Японию.
И.о.председателя
областной Думы А.С.Кислицин |